+7 916 269-72-97
dance@folkdance.ru
Танцевальный зал:
Марксистская, 34к4

Статьи

Сеты в Ирландии Часть 1


Пока часть наших танцоров ездила в Петрозаводск приобщать к русской культуре Тима О’Нила, другая часть успела съездить в Ирландию и приобщиться к ирландской непосредственно. Впечатлениями от сетов «в естественной среде» делится с нами Наталья Малышева, у которой получается сочетать активную деятельность в соревновательном отделении школы Ceilidh с не менее активным интересом к сетам.


Подготовка

Собираясь в путешествие по Ирландии, мы, естественно, не могли упустить возможность посетить несколько сетовых вечеринок и посмотреть, как же, собственно, танцуют сами ирландцы. Понятно было, что без предварительной подготовки не обойтись – танцевальные вечера, или кейли, проходят во множестве городов и деревень, однако по такому хитрому графику, что шанс попасть на них случайно очень невелик. Летом 2007 года подобный печальный опыт у нас уже был – во время путешествия по западу зелёного острова нам попадалось множество объявлений, с анонсами танцев: только вот незадача – все они были либо вчера, либо должны были быть только через неделю.

Поэтому за несколько дней до отъезда мы внимательнейшим образом просмотрели новостную ленту сайта www.setdancingnews.com и выписали несколько наиболее многообещающих вариантов. Лично мне для полного спокойствия и готовности оставалось лишь купить правильные сетовые туфли, а то как-то стыдно было ехать в Ирландию и танцевать там в обычных кроссовках. Но и на этот счёт план у меня был.

Изучив рынок женской танцевальной обуви, я заочно остановила свой выбор на ирландской марке Halmor. Судя по описанию, туфли должны было быть удобными. К тому же, почему-то очень грело наличие в Интернет-мазагине гламурной модели серебристого цвета. Не то, чтобы я думала купить именно её, но посмотреть было любопытно, и вообще приятно, когда компания-производитель думает о нуждах своих потенциальных клиентов. В качестве второго варианта рассматривались туфли от Antonio Pacelli (несмотря на итальянское звучание, марка английская).

За "halmor'ами" надо было ехать в городок Арди (Ardee), расположенный неподалёку от Дандалка (Dundalk). Но поскольку работники компании так и не удосужились вовремя ответить на моё письмо, было решено не рисковать и, дабы не остаться без обуви совсем, отправиться в крупнейший (и чуть ли не единственный) танцевальный магазин Дублина, расположенный по адресу: Talbot street, 63.

В магазине искомых "halmor'ов" не оказалось – были только "pacelli" и ещё бразильская марка So Dansa (эти туфли считаются характерными, но от сетовых внешне ничем не отличаются). После первой же примерки все сомнения отпали – So Dansa обошла "pacelli" по всем показателям, включая удобство и цену (туфли были снабжены специальной мягком стелькой, прекрасно стучали и, что особенно приятно, стоили всего 50 евро). Кстати, у марки есть Интернет-магазин – я его в своё время видела, однако сделать заказ без примерки не решалась. И не без оснований – размеры в So Dansa отличаются от обычных английских и ирландских где-то на 3-3,5 (то есть моей обычной шестёрке соответствовала девятка или даже девятка с половиной).

Вечер первый

Итак, обувь куплена, так что теперь смело было можно отправляться на танцы. К сожалению, на первые запланированные кейли неподалёку от уже упоминавшегося Дандалка мы так и не попали - пока искали, стало очевидно, что идти уже особого смысла нет. Так что первым местом знакомства с сетами в их естественной среде обитания стала Килфенора (Kilfenora), графство Клэр (Clare). На въезде красовалась многообещабщая табличка, что-то вроде "Килфенора - центр музыки и танцев". Приехали, нашли само место - Vaugan's Barn. Действительно, похоже на амбар - вытянутое помещение, поделённое вдоль на 2 части колоннами. С одного конца бар, с другого - сцена.

Я, честно говоря, не планировала напрашиваться на первый же танец – гораздо более разумным, как мне казалось, было постоять в стороне и осмотреться. Но не тут-то было - объявили Caledonian (один из сетов, которые мы знали хорошо и учили совсем недавно): упустить такой шанс было просто невозможно.

Первые фигуры мы даже вполне бодренько станцевали без ошибок: приятно было, что все местные в нашем сете танцуют клэрским шагом, так же, как и мы. Но тут нас ждал сюрприз: оказалось, что танцуют здесь шесть фигур, и сбежать было уже невозможно. Спасло нас то, что с самого начала мы стратегически встали на места sides и то, что танец был довольно несложным – при наличии некоторого опыта и примера перед глазами фигуры можно повторить сходу. Запутались мы, в итоге, только в одной фигуре, где "мальчики" замысловато бегают по "девочкам".

Вторым танцем объявили Clare Lancers, и поскольку я его не помнила совершенно, то решила постоять в сторонке и просто понаблюдать в своё удовольствие. И тут нам на глаза попался один из танцоров – мужчина средних лет в полосатой футболке. Танцевал он каким-то совершенно невообразимым шагом, энергично выкидывая вперёд ноги, но явно чётко знал, что делает, и не сбивался. Кстати, нужно заметить, что в принципе попадается народ, танцующий очень экспрессивно и прыгуче – как правило, это те, кто помоложе; лично мне такой стиль как-то не очень симпатичен. Остальные танцоры в этом сете быстро заразились настроением "полосатого" и тоже начали высоко закидывать ноги после каждой фигуры. И всё же было видно, что это единичный случай и воспринимается местными скорее как диковинка.

В перерыве между фигурами мы подошли и поинтересовались, что это за шаг такой. И вот тут произошло крушение иллюзий, довершённое на следующий день – "полосатый" заявил, что он из Голуэя и у них там, мол, принято по другому танцевать, коннемарским шагом. А когда мы удивлённо спросили, разве это коннемарский шаг, он хитро улыбнулся и сказал: "Ну, иногда у людей свои собственные шаги. И вообще, можно танцевать, как угодно, главное, чтобы в музыку ложилось - мы же, здесь, прежде всего для удовольствия".

Узнав, что мы из России, "полосатый" порадовался и сказал, что у них тут вообще очень интернациональный состав - его партнёрша оказалась испанкой, живущей в Ирландии (танцевала, кстати, просто отлично), ещё есть один чех.

В общем, на следующий танец, несмотря на наши попытки отказаться под предлогом, мы его не знаем и можем всё испортить, "полосатый" нас решительно вытащил, сказав, что они подскажут, помогут и т.д. Действительно, народ, видимо, присмотрелся и расслабился - все были очень милы, доброжелательны, подсказывали постоянно, а испанка даже прибегала из соседнего сета, чтобы посмотреть, всё ли у нас в порядке.

В общем, вечер прошёл на одном дыхании. Станцевали, по-моему 7 сетов целиком, среди них даже оказались знакомые. Местные нас хвалили: не исключено, что просто из вежливости, конечно, но всё равно было приятно.

Из наблюдений: общий танцевальный уровень было довольно высокий – было несколько по-настоящему классных танцоров, преимущественно мужчин. Одного дедушку нам отрекомендовали как хорошего танцора шан-носа, но он, почему-то застеснялся и отказался под предлогом того, что танцует только на Рождество. И всё же, молодых почти нет - было несколько подростков, но у них была своя компания, и танцевали они исключительно соло...

Сетов было 3 или 4, все очень хорошо знают, что делают и почти никто не ошибается, (за ошибки, кстати, принято извиняться, так же, как и аплодировать музыкантам и партнёрам после окончания фигуры). Позже я выяснила, что танцуется тут, в основном, один и тот же набор сетов, преимущественно местных или из соседних районов – Kilfenora, Corofin, Clare Lancers, Connemara). Не свою партнёршу, если с ней довелось танцевать, уходя, принято благодарить - очень мило было и непривычно.

Очень понравились музыканты (некая Four Courts Ceili Band) – они не просто отлично играли, но и принимали самое деятельное участие в формировании сетов; если где-то кого-то не хватало, объявляли об этом в микрофон. Перед окончанием фигуры они несколько раз стучали палочками – тоже довольно интересный обычай.

Танцевать начинают на месте за шаг-два до собственно начала сета. House around почти все танцуют простым шагом; точнее, даже так: я не помню, чтобы кто-то танцевал сложными шагами. Advance-retire конкретно в Килфеноре танцевали почти всегда клэрским шагом. А все фигуры, где пары танцуют по очереди, здесь танцевали по часовой стрелке - например, ту же третью фигуру "коннемары". Перед "кристмасом" "корзинкой" все дружно подпрыгивают. Кстати, о шагах: коннемарского шага я так ни у кого и не увидела - правда, перед собственно "коннемарой" "полосатый" прилетел к нам с вопросом, в курсе ли мы, что тут другой шаг, но на деле практически все танцевали тем же клэрским.

Далее...

Автор: Наталья Малышева



Авторизуйтесь, чтобы оставлять комментарии

Вернуться к списку статей