Статьи
Старый и новый стили ирландских танцев
Мастера танцев
Ярчайшим явлением танцевальной жизни Ирландии XVIII - XIX веков стали мастера танцев - так называли профессиональных преподавателей, обучавших танцам молодежь по всей Ирландии. Умение хорошо танцевать высоко ценилось во всех слоях ирландского общества, и услуги мастеров были одинаково востребованы как богатыми горожанами, так и деревенскими жителями, покупавшими вскладчину один аккордеон на село. Деревенский мастер танцев обычно набирал группу учеников и занимался с ними не менее месяца. За это время юноши и девушки осваивали базовые шаги джиги и рила, узнавали простейшие парные и групповые танцы. Кроме того, многие мастера преподавали также основы танцевального этикета, хорошие манеры, а иногда даже фехтование. Вообще, любой мастер всегда старался подчеркнуть, что танцевальное искусство берет свое начало в высших слоях общества и обязывает к соответствующему поведению. Это подчеркивалось и самим видом преподавателя, который всегда одевался в хороший костюм, часто весьма броской расцветки, и его речью, которая изобиловала французскими или похожими на французские танцевальными терминами.
Чтобы научится хорошо танцевать, юноши и девушки разучивали сначала позиции ног и положения корпуса (многие из которых зародились в танцевальных залах при дворах Франции и Англии), затем элементы движений, сами движения и, наконец, «шаги» сольного танца или последовательность фигур менуэтов и кадрилей. Вообще термин «шаг», или «степ», ввели в оборот именно мастера танцев. Применительно к ирландским танцам он означал (и означает) фиксированную последовательность движений, исполняемую за восемь тактов музыки. Именно поэтому ирландские степ-танцы – это не чечетка под ирландскую музыку, а танцы, состоящие из шагов-степов, и не важно, обут танцор в специальные «стучащие» ботинки или легкие кожаные тапочки. Мастера уделяли очень серьезное внимание разработке, кодификации и записи шагов. Многие шаги в сольных танцах до сих пор называются по именам великих танцевальных мастеров: «Первый и второй (шаги) Мура», «Сон Халпина» и др. Однако нужно отметить, что, учитывая современное разнообразие видов ирландских танцев и отсутствие устоявшейся русской терминологии, «шаг» в описанном понимании часто просто не переводят и называют «степ» (можно услышать фразы типа: «Ты сколько степов танцуешь, два или три?»).
Наиболее широко деятельность мастеров танца была распространена в южной части Ирландии - Мюнстере. Здесь репертуар мастеров и танцоров включал наибольшее разнообразие ритмов – различные джиги, рилы, хорнпайп. И именно здесь родились сольные сет-танцы, до сих пор считающиеся вершиной ирландского танцевального искусства (не путайте их с групповыми сетами - ирландскими кадрилями). St Patrick's Day, The Blackbird, The Job of Journeywork – этими известными каждому ученику современной танцевальной школы названиями мы обязаны мюнстерским мастерам. Поэтому неудивительно, что когда в начале XX века Гэльская лига проявила интерес к национальным танцам и была создана известная до сих пор Комиссия ирландских танцев (Coimisiún Le Rincí Gaelacha), базой для преподавания танцев в школах Лиги и Комиссии стала именно традиция южных мастеров.
Так мог бы выглядеть южный стиль в наши дни
Новый стиль на основе наследия мастеров
Однако за прошлый век мюнстерский стиль претерпел значительные изменения и стал «новым стилем». Наряду с элементами, которые придумывали и развивали мастера танцев, он приобрел черты, которые несказанно удивили бы танцора XVIII - XIX веков. Южанин всегда танцевал приподнявшись на носки и слегка развернув их наружу. Начинающим танцорам учителя подкладывали под каблуки дощечки, а опытный танцор мог получить болезненный и обидный удар тростью по голени, если во время исполнения движений пятка коснулась пола (не считая элементов с ударом каблуком). Движения руками и корпусом не поощрялись – танцевать нужно было только ногами, - но всегда подчеркивалось, что тело должно выглядеть ненапряженным. Про хорошего танцора говорили, что он может сплясать на крышке бочки, а отличный – на монетке. То есть перемещения в пространстве были более чем ограничены. Высоте прыжков особого значения не придавали, что, впрочем, неудивительно – высокий прыжок выполнить с места довольно трудно. В современном же стиле появился стремительный «полет» танцора через всю сцену. А высота прыжков теперь имеет прямую зависимость от уровня выступающего. Кроме того, визитной карточкой школ и сценических шоу стала исходная позиция с утрированно развернутыми носками и плотно прижатыми к абсолютно прямому корпусу руками. Причем выворотность следует сохранять на протяжении всего танца. Также современный исполнитель должен все время «тянуть носочек», то есть максимально выпрямлять ногу, как только она отрывается от пола, и вообще все время танцевать и стоять на «высоких полупальцах». Балетный термин здесь более чем уместен, потому что раньше два дюйма между пяткой и полом считались пределом подъема, а сейчас это удел начинающих.
Подводя итог, можно сказать, что основные элементы мюнстерского стиля танцевальными школами Комиссии были доведены до своего логического завершения, а некоторые (такие как перемещение по сцене) радикально переосмыслены. Вообще новый стиль часто описывают как «мюнстерский, которому добавили высоты». Немалую роль в этом «добавлении высоты» и переосмыслении сыграло появление в конце 1990-х годов шоу «Риверданс». Его всемирный успех был настолько ошеломительным, что оригинальный стиль этого шоу, включавший элементы авторской, классической и традиционной хореографии, оказал серьезное влияние на преподавание ирландских танцев.
И последнее, что хочется отметить в образе современного танцора - его костюм и обувь. В XVIII - XIX веках такого понятия как «танцевальная одежда и обувь» просто не существовало. Только в XX веке возникла и бурно разрослась индустрия экипировки для ирландских танцев. Сначала появились специальные башмаки с высокими каблуками и толстыми набойками на носках, затем знаменитые платья, парики, тиары и даже особые «собачьи» носочки, как их называют танцоры и преподаватели – в общем, все то, без чего невозможно представить сейчас ни одно танцевальное соревнование или шоу.
Коннемара – заповедник традиции
Теперь, когда мы более или менее ярко представили себе новый стиль, можно поговорить о том, что сейчас называют стилем старым, или шан-нос (дословно sean-nos перводится с ирландского как «старый путь»). Начнем с того, что шан-нос – западный или коннемарский стиль.
Конечно, с лингво-исторической точки зрения Мюнстеру как всей южной части Ирландии стоило бы противопоставить Коннахт (всю западную), но нигде не говорится о танцах Коннахта вообще, всегда речь идет именно о Коннемаре. Коннемара – полуостров на западе Ирландии, на нем расположены западные части графств Голуэй и Майо. Сейчас этот район известен большими красивыми озерами, а также одним из гэлтахтов – областей, где до сих пор ирландский язык хоть как-то применяется в качестве средства общения. Про жителей же Коннемары говорят, что они успешно сохранили до наших дней не только язык, но и танцы, распространившиеся там еще до прихода мастеров.
На самом деле это не совсем верно, дело в том, что деятельность мастеров танца практически не задела Коннемару. Конечно, в некоторой степени это было вызвано банальной труднодоступностью района для пешего путешественника и отдаленностью от больших городов. Но главное - местным жителям сама идея преподаваниятанцев была чужда. При том, что танцевальное искусство здесь было весьма развито и в хороших танцорах недостатка не наблюдалось, никто не преподавал танцы как особую науку. Молодые люди смотрели, как танцуют их отцы и деды на домашних праздниках, сверстники или старшие товарищи - на ярмарках и вечеринках. Те, кто хотел научиться танцевать, потихоньку перенимали шаги и движения. А так как не было «официальных версий» шагов и танцев, то не могло быть и правильного или неправильного исполнения конкретного движения. Каждый танец был не фиксированной последовательностью определенных шагов, а сочинялся танцором прямо на ходу в зависимости от настроения и возможностей. Исключениями, только подтверждающими основное правило, стали некоторые яркие и интересные шаги наиболее талантливых танцоров, которые вошли в традицию под именами своих создателей. Но и это произошло уже к концу XX века, когда интерес к народной культуре в Ирландии испытывал небывалый подъем и танцы стали изучать и записывать, как раньше песни. И даже в точности перенимая рисунок шага, каждый танцор вольно или невольно изменял в нем акценты и исполнял его уже в своей собственной манере.
Шан-нос, старый стиль с точки зрения техники
Технически старый стиль практически полная противоположность нового. Шан-нос танцуют на полной стопе и полусогнутых ногах. Базовым элементом является связка ударов каблуком и носком (там, где в новом стиле используется характерная последовательность ударов носком ботинка – «трешка»). Выворотности особого значения не придается, и стопы ставят так, как удобно танцору. Особую важность для старого стиля имеет общая расслабленность корпуса и свободные движения рук. Танцор может наклоняться, двигать бедрами, взмахивать руками над головой и прищелкивать пальцами для придания танцу большей эмоциональности. Стоит упомянуть и практически полное отсутствие прыжков – везде, где можно, они заменены ударами каблуком, а если все-таки применяются, то в чисто символическом виде. То же касается и перемещения по площадке, общее правило – чем меньше, тем лучше. Традиционно танец начинают с «обхода» - исполнитель делает небольшой(!) круг, чтобы показать себя всем зрителями и обозначить место танца. Говорят, что на деревенских вечеринках таким образом просто расчищали место на забитой до отказа кухне или в переполненном амбаре. Масштабы этого круга легко представить, если вспомнить, что в качестве поверхности для танца часто использовалась снятая с петель дверь (причем ирландская дверь представляет собой половину нашей).
С точки зрения музыкального сопровождения шан-нос тоже имеет несколько характерных особенностей. Наиболее популярным и распространенным музыкальным размером в Коннемаре был и остается рил 4/4. Нет упоминаний о том, что в старом стиле когда-либо исполняли джигу, а про хорнпайп говорят, что «кто-то из стариков танцевал, но мы не видели». Вообще отношения с музыкантом – а традиционно шан-нос предпочитали исполнять под аккомпанемент одного инструмента, например аккордеона, – особенно важны в старом стиле. Если нет ударного инструмента, танцор сам ведет ритм. Недаром многие пожилые ирландцы, показывающие основы танцев своим внукам, часто повторяют: «You shall sing with your feet» («Пусть ноги поют»), - подчеркивая этим равноправие танцора и музыканта в создании общего звучания. Именно поэтому развитие старого стиля не пошло по пути наращивания техничности элементов и скорости, а лучшей музыкой для шан-носа до сих пор остаются не очень быстрые, но очень ритмичные рилы, исполненные на аккордеоне. На вопрос: «Что нужно сделать, чтобы научиться танцевать шан-нос?», - отвечают: «Для начала слушать много хорошей музыки».
Шан-нос в исполнении Джерарда Батлера
Старый стиль в наши дни
Что касается современного исполнения танцев старого стиля, видна удивительная сохранность традиций прошлого и позапрошлого веков. В частности до нашего времени дошла привычка танцевать шан-нос в режиме дружеского соревнования. Нередко в барах, где собираются любители традиционной музыки и танцев, люди выходят по очереди и танцуют шаг-два, чтобы уступить очередь другому. Так же как и в старые времена, начинают обычно с наиболее простых шагов, постепенно усложняя рисунок, а иногда – особенно если музыкант азартный человек, – и темп. Победителя определяют зрители, и он зачастую получает бесплатную выпивку. Также стоит упомянуть отсутствие специальных костюмов и обуви – шан-нос танцуют в обычных ботинках (в идеале, конечно, с кожаными подошвами, так как они производят наиболее полный и «теплый» звук) и в обычной одежде.
На самом деле такая сохранность объясняется довольно просто – до наших дней шан-нос дошел в виде живой народной традиции. Оставаясь важной частью общественной жизни многих коннемарцев, танцы, тем не менее, всегда являлись средством, а не целью. Их основой было и осталось желание хорошо провести время, познакомиться с красивой девушкой или парнем, показать свое мастерство друзьям. Очевидно, что при таком подходе на тренировку движений и в целом на танцы, тратится не очень значительное время. Иными словами танцы не выходят на передний план по сравнению, например, с работой, учебой, семьей и «обычными» хобби. Но зато «по чуть-чуть» шан-носом и сетами вполне можно заниматься всю жизнь, постепенно раскрывая, что они дают каждому уровню мастерства и возрасту.
Элемент соревновательности до сих пор остается важной движущей силой в личном совершенствовании танцора, однако в старом стиле он так и не был формализован. В сочетании с отсутствием индустрии обучения это делает шан-нос, может быть, менее замысловатым и зрелищным, но значительно более «душевным», чем новый стиль, а главное, сохраняет те связи, которые существуют между поколениями танцоров. Взамен формального признания и чувства полета старый стиль дает ощущение причастности к традиции и чистое удовольствие от полноправного участия в создании музыки.
В заключение хочется подчеркнуть, что при значительной внешней разнице главное различие танцев старого и нового стиля состоит все же не в технике, а в том, что они дают танцору. Если новый стиль позволяет чего-то «достичь», то старый стиль – это, скорее, способ «быть». Совмещать занятия обоими видами танца довольно трудно, однако это не означает, что выбор делается раз и навсегда. Человек, приобретая жизненный опыт, меняется, поэтому нередко, прозанимавшись все детство танцами нового стиля, со временем люди приходят к традиционным танцам – сетам и шан-носу. И главное: не стоит забывать, что прежде всего танец должен приносить удовольствие, вне зависимости от того, как он выглядит, как называется и сколько лет танцору.
Большое спасибо Ирине Лебедевой за помощь в подготовке текста.